​Интервью с Николаем Егоровым

Президентом ФАР,

6 дан айкидо Айкикай,

Мастером Спорта России по айкидо,

обладателем “Золотого Пояса” РСБИ

В России практически каждые выходные проходят семинары иностранных и российских мастеров. Тяжело выбрать на какой семинар пойти и стоит ли вообще тратить время и деньги. Специальный корреспондент ФАР Майя Булыга обратилась к Президенту Федерации Айкидо России Николаю Николаевичу Егорову, 6 дан айкидо Айкикай, с вопросом “Насколько важно посещать семинары и есть ли вообще в этом необходимость?

НН: – А кто сказал, что необходимо посещать семинары? Я лично такого не говорил и вряд ли когда-нибудь скажу))
Дело в том, что семинары понятие неоднозначное, а отсюда неоднозначна и необходимость их посещения.
Так что для начала, давайте разберёмся с понятийным аппаратом, а потом уже ответим на поставленный вопрос.

Итак, что подразумевается под словом семинары? И кого мы имеем в виду, когда говорим о пользе посещения этих семинаров?

При слове “семинар” в сознании сразу всплывает образ большой тусовки во главе с продвинутыми инструкторами, которые внимательно и чутко относятся к каждому студенту, подходят ко всем участникам и всем дают ценные советы.

Согласен, часто бывает именно так, но ведь часто и не так… Порой семинар проводят не те люди, которые тяжелым трудом достигли определенного, позволяющего делиться своим опытом, уровня, а шарлатаны, нахватавшиеся энциклопедических знаний и раскрутившие себя в социальных сетях. В таком случае никакой необходимости посещать подобные семинары, особенно для неокрепших умов, я лично не вижу. Больше того, посещение семинаров псевдоинструкторов может оказать крайне негативное воздействие и на технический уровень, и на понимание философской и психологический составляющей боевого искусства айкидо.

Тут надо оговориться; все, изложенное выше, касается, в основном, начинающих любителей айкидо, которые все трюки, поддавки, работу только со своими студентами, объяснения типа, ты должен держать/бить только так и никак иначе, принимают за чистую монету. Вот у них, после таких семинаров может сложиться неправильное представление об айкидо, которое в дальнейшем исправить будет чрезвычайно сложно.

Для опытных студентов и инструкторов, в принципе, могут быть поучительны любые семинары, независимо от того, профессионал или шарлатан их проводит, поскольку со временем, у думающих людей, развивается способность к аналитике происходящего, и все, что происходит на татами воспринимается через фильтр собственного опыта, знаний и умений. А на определенном этапе для инструкторов способность критически оценить методику, технику или объяснение становится одним из важнейших факторов профессионального роста.

Как это ни парадоксально, но иногда полезно зайти на семинар, чтобы посмотреть, как не надо вести семинар, как не надо обучать техническим приемам, как не надо рассказывать о философии айкидо и т.д., но это крайний случай))

Итак, если под семинаром мы понимаем совместную работу с инструктором Вашего направления, который, во-первых, сам разбирается в вопросе, а во-вторых, и может, и хочет научить чему-то участников семинара, то, да, посещение такого семинара, с большой степенью вероятности, будет полезно всем, независимо от уровня.

Положительных результатов при этом, может быть, несколько.
Во-первых, такие семинары дают толчок к более активным и осмысленным занятиям. Во-вторых, на них появляется возможность получить ответы на те вопросы, которые, возможно, слишком сложны для вашего инструктора, в-третьих, это взгляд на вас со стороны, который позволяет разглядеть ошибки там, где замыленный взгляд вашего инструктора их не видит, в-четвертых, толковый инструктор не только подскажет как сделать технику более эффективной, но и даст направление для будущего развития, в-пятых, работа на семинаре, особенно с представителями других школ, помогает определить вам ваши плюсы и минусы, понять, где именно, и с точки зрения аттестационной программы, и с точки зрения понимания айкидо, как будо, вы находитесь. Кого-то, возможно, такой обмен опытом спустит с небес, кого-то заставит поверить в себя. При этом оба результаты положительные)
Честно говоря, я никогда не размышлял над этим вопросом, и это, так сказать, первая реакция. Возможно, через какое-то время, захочется продолжить, что-то уточнить. Так что, думаю, продолжение следует)

МБ: А вот и продолжение:

Пожалуй, у меня у самого появилось, как мне кажется, еще одно важное дополнение. В процессе дружеской беседы, мы пришли к выводу, что семинары достойных мастеров, безусловно, посещать нужно. Но в такой постановке вопроса кроется одна опасность, появившаяся не так давно. Лет 25 назад каждый приезд мастеров айкидо в Россию был праздником, на котором, конечно же, надо было присутствовать. Сейчас в течение одного месяца можно посетить два, а то и три семинары инструкторов достаточно высокой категории. И может получиться так, что один будет утверждать одно, а другой, с точки зрения, начинающего айкидоиста, прямо противоположное… Продвинутый мастер, как правило, может найти соответствия и понять, что по большому счету, все говорят об одном и том же. Но для начинающего, различные трактовки начальных позиций, упражнений, не говоря уже о технических приемах, могут стать серьезным тормозом для будущего развития. Практически, на каждом семинаре приходится слышать: а мне такой-то мастер объяснял по-другому… а как правильно? – И ладно бы на этот вопрос давалось объяснение типа, «да, и то и другое может быть правильно в зависимости от ситуации», а то ведь, частенько объясняют и не просто объясняют, но утверждают, что только так и никак иначе… А через пару недель на семинаре другого мастера ученик услышит противоположное мнение и, мягко говоря, зависнет…
Отсюда рекомендация, до первого дана (хотя это очень приблизительная метка) не старайтесь посетить все, что можно. Занимайтесь по своей школе до того уровня, когда Ваше понимание базовых принципов не сформируется в целостную систему. Когда стойки, передвижения, базовые технические приемы начинают отлетать от зубов, когда уже перестали путаться в хакаме и можете ассистировать мастерам на скорости приближенной к реальной, вот тогда появляется смысл оглядеться по сторонам. Поскольку, есть вероятность, что у другого мастера вы сможете подсмотреть движение, которое лучше подходит именно вам, имея в виду ваши индивидуальные и физические и психологические особенности. Но в таком случае, никакой ломки не должно произойти. На хорошую, устойчивую базовую технику новые движения ложатся естественно, не вызывая никаких противоречий ни в теле, ни в разуме. Удачи всем)

МБ: Как быть на семинаре новичку? Конечно, есть активные люди, которые в любой обстановке “как дома”.. а вот когда пришел в первый раз, знаний особо нет.. кругом незнакомые люди.. сориентироваться сложно.. что делать?

НН: Новичку я бы посоветовал делать две вещи: доверять и обезьянничать. Доверять, прежде всего, своему инструктору. Раз он посоветовал придти на семинар, значит уверен в его пользе. И значит, надо постараться убрать весь возможный скепсис/восторг и просто стараться максимально чисто копировать инструктора семинара, а еще, поменьше слушать тех, с кем довелось встать в пару. Да, иногда можно услышать и толковую подсказку, но чаще новичку приходится выслушивать собственное “высокое” мнение по сути, таких же новичков)

Еще, пожалуй, надо добавить, что семинары тогда проходят с максимальной пользой, причем, как для участников, так и для руководителей, когда на семинаре идет живое общение. Опять же, не могу говорить за всех, но нам, руководителям ФАР, крайне важно не просто доносить информацию, но непосредственно общаться с аудиторией) Поэтому просьба ко все потенциальным участникам наших семинаров: не стесняйтесь задавать вопросы, какими бы “странными” они вам самим не казались))

МБ: Достигнув уровня 5-6-7 дана, когда уже сами мастера, Учителя продолжают посещать семинары инструкторов с более высокими данами? Посещают ли они семинары в качестве студентов?

НН.: Да, честно говоря, не знаю, как обстоят дела у других высоких данов, но мы с Натальей Рудневой 6-й Дан, с удовольствием посещаем семинары и не только более высоких данов. Например, сегодня находимся в Минске на семинаре Макото Ито 6-й Дан. Не могу сказать, что лично мне близка очень мягкая, пластичная манера Ито сенсея, у нас слишком разные габариты)) но то, что уже успел подсмотреть и почувствовать какие-то интересные для себя моменты (трактовки отдельных движений) это точно. Точно знаю, что, как только перестанем посещать семинары, сразу не просто остановимся в развитии, а станем откатываться назад. Поэтому в мае в Японию, в августе в Англию и т.д.)

МБ: Вопрос вытекает из предыдущего – что они там делают? достигнув 5-6 дана – это срок в айкидо 20-30 лет.. способен ли человек еще учиться? или у него в голове уже сложилась собственная концепция и понимание того как делать нужно и посещение сводится к тому чтобы просто повидаться с коллегами и друзьями?

НН: Если инструктор с 5-6 даном не способен учиться, то это не инструктор и не 5-6 дан. Единственный вариант оставаться на плаву – это постоянно участвовать в семинарах, проводимых другими мастерами. Когда у нас нет возможности выезжать, смотрим старые записи и, как правило, находим для себя что-то новое и полезное.

МБ: Конечно, студент, который приходит на семинар пытается чему-то научиться.. А какие цели ставит инструктор семинара? Есть ли концепция развития в регионе? Возможно ли “заказать” рассмотрение какой то техники (например перед аттестацией)? По какому принципу формируется программа семинара?

НН: Поскольку все инструкторы разные и по собственному техническому уровню, и по опыту, и по знанию методик и т.д. и т.п., могу ответить только за себя. Лично у меня цели всегда разные и зависят от той аудитории, которая пришла на семинар. Кому-то, есть смысл дать базовую технику, кому-то варианты защиты от конкретной атаки, с кем-то вспомнить работу известного мастера, кому-то дать рекомендации куда и зачем двигаться дальше. Все всегда очень индивидуально. Когда мы проводим семинар, нам “заказывать” технику и можно и нужно. Как правило, ответы на вопросы по технике бывают полезны всем. Гораздо хуже, если по неуверенности, вопросы, особенно перед экзаменами, остаются не заданными. Тогда во время экзамена мы видим растерянные лица… вывод: не бойтесь, спрашивайте, поделимся всем, чем можем с удовольствием))

МБ: Есть ли в ФАР практика проведения дружественных семинаров? (Дружеские семинары – это совместные семинары мастеров разных направлений с примерно одинаковым уровнем (+/- дан).

НН: Насколько могу судить, только мы и проводили в СССР и России подобные семинары. В 1998-2000 гг в рамках Айкимарафонов на татами выходили Любомир Врачарович, Харуо Мацуока, Абэ Сенсей, Дэвид Иэрз. Тогда это было и интересно и поучительно. Особенно, когда после напоминавшего культуриста Любомира выходил маленького роста, щуплый, 85-летний Абе Сенсей… Первая реакция при виде Абе Сенсея, которого под руки выводили на татами его уке от 300-от собравшихся айкидоистов – конечно же, вздох разочарования… Чему может научить крутых бойцов этот немощный старец… После тренировки – аплодисменты, восторг и полное непонимание произошедшего…

МБ: А сейчас? Ну, я как бы намекаю на недавно опубликованную новость о Соглашении ФАР со Стивеном Сигалом)))

НН: А сейчас не уверен в актуальности такого рода мероприятия. Тогда не хватало информационного материала, и мы его предоставили во всем многообразии. (Айкикай, Реальное, Йошинкан). Сейчас все на виду, все определились со своими пристрастиями и могут выбрать любое из нескольких десятков направлений, видов и подвидов))

Но, опять же, мы идем от народа) Если поймем, что есть интерес, например, потренироваться, именно потренироваться, а не пофотографироваться, с главным инструктором ФАР Стивеном Сигалом, будем думать в каком формате проводить: семинар, мастер-класс, фестиваль, а может и что-то новое придумаем)

Интервью подготовила спецкор ФАР Майя Булыга специально для сайта Федерации Айкидо России.

Апрель 2018.

При перепечатке ссылка на источник обязательна.